?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Нафигашки развивашки?
bel_latrix

"После трёх уже поздно" читали? Прониклись? Материал для тематических недель подготовили? Название поста ужаснуло? Расслабьтесь! Всё будет совсем не страшно, но субъективно, максимально откровенно и сумбурно.

Так вот.

Алиса родилась, и у неё сразу был мозг. Вот прямо тут же. Сверху мозг был упакован в невероятной красоты головку, которая источала такой аромат, что первые полгода я вообще ни о чём не могла думать, а только нюхала, восхищалась и фотографировала.

В шесть месяцев Алиса села, я взяла себя в руки и авторитетно сказала мужу: "Ребенком надо заниматься!" "Занимайся", - охотно согласился муж, посмотрев на меня глазами с потухшим творческим потенциалом.

И я стала читать... На меня обрушилось столько новых слов и понятий, что, казалось, поступить в Гарвард проще, чем воспитать ребенка до 3-х лет. Доман, Монтессори, Лупан, Зайцевы, Ивановы, Сидоровы, Петровы и вишенка на торте - тематические недели.

Примерно такой же ужас я испытала в преддверии Алисиного года, когда решила подготовится к празднованию этого самого года. Из интернета на меня свешивались всяческие плакаты, гирлянды, колпачки, шары, гигантские буквы, какие-то самодельные хреновины для украшения стен, штор, батарей и прабабушки. Красоты всё невероятной. Нет, я честно. Это же уму непостижимо, сколько там сил и бессонных ночей вложено. И на всех фотографиях из детского стульчика торчит безучастный герой торжества, которому всё это, в силу возраста, вообще нафиг не нужно.

Я вот, например, не могу есть торты с орехами. Умираю тут же, без предупреждения, потому что аллергия. И вот эти годовасия для годовасиков, всё равно что торт с орехами для меня на мой день рождения. Ни радости, ни вкуса и немой вопрос на лице ДОКОЛЕ? Только память "я и торт" на всех фотографиях, "торт и я".

Поэтому на первый дочкин день рождения я надула кучу шаров, разбросала их на полу и запустила в них Алису. Вы только не подумайте, что я осуждаю кого-то или смеюсь. Я восхищаюсь. Честно. Но и, одновременно, несколько не понимаю.

Всевозможные ранние гипертрофированные "развивашки" для меня - это что-то вроде дней рождений годовасиков. Гипертрофированные здесь - ключевое слово.

Когда спустя пару месяцев изучения всех этих систем, я поймала себя на мысли, что больше всего на свете хочу создать дома Монтессори-среду (читай, заставить всю квартиру по периметру стеллажами, на которых круглосуточно, в открытом доступе, будут лежать разные суперразвивающие игрушки, стоять рис в мисках и всяческие манки в тарелках), я сказала себе "стоп". Стоп я сказала как раз после того, как на полном серьезе прикидывала, десять мне надо купить столиков в Икее или двенадцать.

Я много думала об этом. Потому что ребенок первый, экспериментальный, и напортачить, ой, как не хочется. Я насыпала полный тазик риса и сажала рядом Алису. Я даже добавляла в рис фасоль, чтобы усложнить задание. Алисе было меньше года и она решила, что задание - это сожрать фасоль на скорость. И второй уровень - рассыпать рис по всей квартире так, чтобы мы находили его даже у себя в трусах. Рис в трусах - это факт нашей семейной жизни. Нет, она, конечно, пересыпала его из стаканчика в стаканчик, раза три четыре, а потом брала его в ладошки и делала салют, как будто мы на свадьбе, а я невеста. Вот где драйв! Вот где счастье! Какие стаканчики??

Буду предельно честной, но меня хватило не надолго. В истории с пальчиковыми красками меня хватило ровно на половину меньше.

Я много размышляла о раннем развитии, читала кучу статей, говорящих о его вреде и тому подобном. Читала статьи опровергающие это. Неврологов, психологов, педиатров... Но остался вопрос, на который я нигде не нашла ответа. Что не так с Эйнштейном? Что не так с Да Винчи? С Ломоносовым? С Бахом? С Диснеем? Со мной, в конце концов, что не так? Не в том смысле, что я причисляю себя к гениям, а в том, что не отношу к клиническим дурам. Никому из них не показывали карточки, никому не насыпали рис в тазики и им не приходилось жрать сырую фасоль в возрасте 8-ми месяцев.

Ладно, уберем гениев в сторону. Возьмем нас, обычных людей. Возьмем мой класс. Из 30-ти человек мы имеем несколько посредственностей, пару гениев в физике, троих отличников в математике, несколько грамотеев, одну отличницу-зубрильщицу и одну наркоманку, умершую от передозировки в 18 лет. Мы все были абсолютно разные, с разной степенью гениальности, вплоть до её полного отсутствия. Но объединяло нас только одно - нам не показывали карточки в детстве и мы не вылавливали из риса фасоль.

Эти мысли не дают мне покоя по сей день, потому что я до сих пор не нашла ответа на вопрос, что такое тотальная гениальность или повышенные способности к тем или иным предметам, откуда она берется и, самый важный вопрос, - влияет ли она на уровень счастья отдельно взятого человека.

Для меня однозначный ответ на последний вопрос - нет. А это самый важный вопрос в воспитании ребенка, который я ставлю перед собой, как перед матерью. И это самое важное, что я вычленила из своих размышлений о раннем развитии. Я не против него. Я не за. Я за счастливые глаза своей дочери и за увлеченную интересную маму. Если мама увлечена рисом - ради бога. Если мама спит и видит, как сделает новую аппликацию - ура! Если мама готова полночи шить тактильные мешочки и визжит от восторга - браво!

Но!

Если у мамы руки из жопы и она терпеть не может шить, вязать и клеить, но при этом на скорость печет блины - хрен с ними с тактильными мешочками. Дайте ребенку пакет из Пятерочки и успокойтесь! Не корите себя, не вините, не заливайте слезами монитор при виде сказочных гигантских букв. Потому что это ужасно, когда из стульчика торчит и хлопает глазами девятимесячный Ваня, а пред ним выступает мама с программой "Животные Арктики". Ваня пускает слюни и хочет сисю, а невыспавшаяся мама позирует на камеру с фотокарточкой оленя. И Ваня вместе с оленем здесь на втором плане, потому что мама хочет блины, а папа задолбался с фотоаппаратом и делает уже 45-й кадр, потому что "Ну ты что, не видишь что ли, у меня опять глаза закрыты, а Ванечка на оленя не смотрит! Давай еще раз".

И совсем иное дело, когда подобное творит увлеченная мама. Мама, для которой рисование северного оленя в три часа ночи, интереснее, чем чтение, вязание или прыгание на одной ноге. Мы все разные и это прекрасно. Чудовищно, когда мы затыкаем свою интуицию и начинаем следовать моде или гнаться за пресловутым "как все".

Воспитание - это такая многогранная штука. Это, одновременно, так сложно и так просто, что я где-то понимаю всех тех, кто фанатично бросается от одного занятия к другому. И точно так же понимаю тех, кто офигевает от бесконечных фотоотчетов в ленте и забывается после этого тревожным материнским сном.

Я за то, чтобы всё происходило в своё время. Ребенку в год не интересно приклеивать кусочки ваты к нарисованному дереву. Ему интересно взять какую-то белую хрень, пожамкать её, пососать, сморщиться, выплюнуть, а потом с наслаждением размазать хрень по столику. Он не понимает, что это чудесный снег. Не понимает, что снег должен красиво лежать на ветках нарисованного дерева. Он снег то последний раз видел в три месяца из коляски и тут же заснул. Но в три года это же занятие приведет ребенка в восторг.

Важно удовлетворить именно сегодняшнюю потребность маленького человека в впечатлениях/знаниях/ощущениях. Сейчас Алисино любимое занятие собирать камни в парке и тащить их домой. У нас дома уже целый склад щебенки и одна засохшая какашка. Потому что в Питере такая осень, что фиг разберешь, где что. Она несет камни домой в ладошках. Грязные и мокрые. Вторую половину великодушно разрешает нести мне и я несу, потому что сейчас это важно для нее. Дома она их моет, складывает на полочку и тут же забывает. На следующий день история повторяется.

Иногда я задаю себе вопрос. Вот если бы не было интернета и не было бы доступа ко всем этим сокровенным знаниям про рис, фасоль, карточки и всякие тематические штуки? Что тогда? Человечество обрекло бы себя на деградацию? Глупо же, да? Ведь всё гениальное просто.

Рис с фасолью заменил бы песок и камни на земле, колючие шишки и тугие каштаны. Или каша! Знаете, я очень-очень долго позволяла Алисе бесчинствовать с едой. Я позволяла ей всё: макать руки в кашу, полоскать в ней панду и носорога. Я позволяла ей купать уток в компоте. Разрешала засовывать руки в йогурт а потом долго рассматривать, как он блестит и смачно чавкать ладошками. У меня такой дзен вырос, что он теперь болтается аж до пола и я вынуждена обматывать его вокруг ноги, иначе невозможно ходить.

Когда появился интерес к рисованию, мы стали рисовать. На пике любви к куличикам, мы купили кинетический песок, чтобы наслаждаться ими и дома. Мы тащим домой ветки, ставим их в воду и ждем когда появятся листья. Жизнь, окружающая нас, - лучшая "развивашка" для человека. И не важно, сколько ему лет: год или двадцать восемь.

Я не против искусственного привнесения этих тактильных и эмоциональных ощущений в жизнь ребенка. Я против передозировки этими ощущениями, насилия себя и выноса себе мозга на предмет "я плохая мать, потому что все делают тематические недели, а я нет". Ты плохая мать если кидаешься вытаскивать ребенка из песочницы, когда он взял песок руками. Ты плохая мать, если всю прогулку со скучающим лицом стоишь у качелей, а не показываешь ребенку, что камень можно бросить в воду и от этого появляются круги. Или что осенние листья можно пинать и разбрасывать, а шишки прятать в укромное место, за деревом, а на следующий день находить их там.

Ребенком надо заниматься. Не так. С ребенком надо заниматься. Прислушиваться к нему, присматриваться, предлагать что-то новое и убирать это тут же, если рис в трусах мешает интимной жизни. А еще надо давать ему свободу, а не затюкивать бесконечными занятиями.

В общем, по итогу двух лет я пришла к следующим субъективным правилам и принципам:

1. Никакая из систем не подходит нам с Алисой полностью, потому что, после трех лет, впереди и так 20 лет системы, правил и обязанностей. Можно человека хоть в начале жизни не доставать и дать ему просто жить и наслаждаться?

2. Мы взяли ото всюду по чуть-чуть, полностью проигнорировав Домана.

3. Да, карточки у нас тоже есть.

4. На сегодняшний день мы хаотично и по настроению: много читаем, рисуем фломастерами, карандашами, мелками, лепим, собираем пазлы, рамки-вкладыши и прочие пирамидки, клеим наклейки, играем в Лего и в ролевые игры со всем, что попадется под руку и иногда балуемся готовыми наборами, типа приклеивания пластилина к нарисованному дереву.

5. Алиса не смотрела и не будет смотреть мультфильмы до 3-х лет, исключая форс-мажорные ситуации а-ля самолет, очередь в поликлинике и т.д.

6. У нас нет абсолютно никакого режима в занятиях. Всё по настроению и по взаимному желанию обоих участников.

7. В играх с ребенком действует закон Парето. 20% усилий приносит 80% результата. И наоборот. Тактильный мешочек, который вы шили полночи, может вообще не заинтересовать ребенка, а пакетом из Пятерочки он будет шуршать целый час. Дорогая кукла, которую вы с трудом заказали во Франции и вам ее доставили через Германию, не вызовет вообще никаких эмоций у дочки, в отличие от советской куклы Даши 83-го года выпуска, с отсутствующим левым глазом.

8. Крутить круглое колесо у машинки интереснее, чем смотреть на нарисованный круг с подписью "Круг", под прицелом фотоаппарата.

Всем добра и насыщенной творческой жизни


Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Моей собственной Алисе на днях исполнится шесть месяцев, но я уже все это обдумала и пришла к точно такому же выводу. И это же мысли подтвердила моя акушерка, мама девятерых детей. Она говорила что это сейчас она живет в трехэтажном доме и у детей русская няня и две флиппинки, а раньше ей приходилось брать детей и ехать с ними на работу. Или в магазины. И ничто так сильно не стимулирует развитие (именно скачки развития), как новая обстановка и новые события. Грубо говоря, однообразные дни с четким режимом редко что-то несут, а возьми ребенка в мегу на шесть часов, или на работу, или по каким еще делам - вокруг столько интересного, столько новых людей, что мозг младенца невольно будет пытаться осмыслить это новое и происходит скачок.
Я заметила что так и есть. Сейчас я привезла свою младеницу в Тай и буквально за неделю она стала сидеть в коляске, есть кашу и пытаться ползать. Я не мешаю ей развиваться, а она не мешает мне развлекаться. Режим? Железный! Пришло время сна и она начинает хныкать, и тогда я кладу ее в кровать, а если я на пляже или гуляю - в коляску, а если не успела - то она заснет на руках)) Она почти не плачет. Я теперь поняла что она часто капризничала просто потому что ей скучно. Ей надоела мамина морда лица иона счастливо улыбается всем тайцам, которые с ней фотографируются и хватают за ножки. И да, она отлично играет с пакетами!))))))) И вообще со всем что попадется ей под руку - ремни на коляске, застежки, пуговки, Кроксы двухлетней девочки, стоящие на столе. Впрочем у нее и "мешочки" есть. Пакеты с продуктами, или игрушки-антистресс это те же тактильные мешочки, они шуршат и вызывают интерес, а мама в это время может спокойно выпить кофе с сигаретой глядя на закат.
Пока что я убедилась что ребенок вовлеченный в мою жизнь - это и есть счастливое материнство.

Извините за оффтоп.
Вы бы уж написали Jasra как вы в там, в Тае, как прелет.
Может все под замком,( я не в друзьях) но блог ваш читаю как мама.
Удачи, себя там берегите.

Накипело видать)).про рис в трусах оч.смешно.а про раннее развитие в самую точку.поддерживаю!

А Вы телевизор и сами в семье не смотрите?

Практически нет.

(no subject) (Anonymous) Expand
Люблю Вас читать! :) Спасибо! Весело и созвучно собственным мыслям и опыту! :) Прям как бальзам с утра: "Есть еще кто-то, кто также делает с ребенком!" :)

Нас очень много, на самом деле.

Моим двойняшкам только-только исполнился годик. Многое узнаваемо. С поправкой на то, что читать про воспитание у меня времени нет. И интуитивно я тоже против раннего развития. Так как все это не только дань моде, но попытки родителей реализоваться через детей, хотя надо бы через себя. Очень близка мысль о том, что в более позднем возрасте нужно будет соблюдать социальные нормы - кушать столовыми приборами, не кричать и т.п. Потому тоже стараюсь, если позволяет время сильно не ограничивать детей в их познании окружающего мира. Хочется кричать - пожалуйста, шуршать пакетом - никто не возражает, сосать картонные книжки - какое-то время позволительно, но стараюсь отвлечь внимание детей на что-то другое до того, как кто-нибудь откусит кусок картона.

успокойтесь, Вы всё делаете правильно:)
это я как мама тридцатилетнего сына говорю!
конечно, в наше время не было интернета, специального песка и кукол, похожих на живых младенцев, но возможность сравнить, испугаться и задолбаться существует всегда
ребёнок - эта такая машина времени!
если не для него, не за него, а вместе с ним:)
ему не нужны специальные игрушки-развивашки, ведь сам мир - одна большая игрушка
мы играли листом обычной тетрадной бумаги: он шуршит, если комкать, он гремит, если просто им трясти, он меняет форму и размер - и при этом он доступен всем и всегда
мы играли с варёными продуктами и столовым ножом - и пальчики разрабатываются, и овощи в салат нарезаны, и в рот кое-то попало, и к ножу ребёнок привыкает
естественно, мы играли с тестом: мяли, плющили, размазывали, давили - заодно делались булочки или печенье
взять старое шерстяное одеяло, разноцветной тесьмой разделить его на квадраты, из такой же тесьмы пристрочить буквы - работы на час, пока ребёнок днём спит: и пол прикрыт от яблочек-печенек, и буквы к полутора годам ребёнок знает:)
и в домике из подушек и стульев сидели, и по заборам вместе лазили, и в теннис дома играли: вместо ракетки - сковорода, вместо волана - ниток клубок...
кастрюля - прекрасный барабан, и темп можно задать, и громкость, и звук разный от руки и от ложки...
а в пустую бутылку можно дуть - тоже музыка будет:)
и ингаляции он у меня любил!
потому что над картошкой под одеялом мы вместе сидели - и я обязательно рассказывала сказку: вот про что закажет - про то и расскажу
про стул, про бабочку, про саму картошку:)
к двум годам ребёнок пользовался вилкой и ножом, к трём - читал, к четырём - читал уже не в слух
карточки - вещь замечательная, они появились в шесть, когда английский учить начали: с одной стороны - картинка, с другой - слово и транскрипция
он умеет делать всё, что умею я, он не боится начинать и учиться
золотая медаль, никаких проблем в школе, никакого переходного возраста, красный диплом,престижная высокооплачиваемая работа...
мамой быть - это так весело!
простите за "многобукв" - тема больная: как гляну на озабоченных нынешних мамочек, мне их так жалко становится:)

Какое приятное послевкусие после вашего комментария. Спасибо)

(Deleted comment)
спасибо! )))))))

Мне тупо лень) и никогда не любила эти поделки и прочее... их потом еще девать некуда

О, это отдельная тема с некуда девать!

хорошо написано! редко я читаю такие длинные посты, а ваш прям с удовольствием!

практически во всем соглашусь. но это скорее оправдание моей лени. и считаю, что самое важное для ребенка до 3х лет - это МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ, которой много не бывает!

и соглашусь, и нет. мое отношение к методикам такое: я не считаю, что они воспитывают гениев. я думаю, по крайней мере, так к этому отношусь, что они просто помогают развить детский потенциал. помогает ребенку в будущем, развивает память, фантазию и тэ дэ. думаю, вы и сами прекрасно знаете, какие взрослые в своей общей массе "деревянные". не то, что историю придумать не могут, но и показать что-то кроме "собака - ав-ав", "корова - мууу" затрудняются. а ребенок он же....мой стал длинным куском лего показывать самолет. просто водить над головой с "ууууу". год и четыре человеку... а как эти взрослые реагируют на детские истории? "не говори ерунды", "хватит выдумывать" и тэ дэ.
я согласна, что не надо перегибать палку, давать за раз слишком много или слишком сложное...но и просто надавать ему кучу кастрюль и оставить саморазвиваться, тоже не считаю правильным.
и кстати, Вы перечислили гениев, а мы точно разве знаем как их воспитывали? вряд ли, конечно, тематические недельки проводили с Энштейном, но все-таки? кто знает, какие ему давали знания? может вместо глупых рисунков ему подсовывали название химических элементов? или репродукции Ван Гога?
в общем, я за баланс :)))

О даааа! Я тоже против насильного ускорения развития. И мысль такая посещает: нас специально не дрессировали-выросли в основном нормальными людьми; сейчас в школах дети, которых "развивали", так в них хамства и эгоизма больше чем в нас, взрослых, а развития вообще не сильно заметно сколько.

Спасибо вам огроменное за этот пост! Вы даже себе не представляете, как он вовремя! Нам скоро 1,5 года и я именно сейчас заморочилась всяческими методиками, карточками, монтессори-средами и далее по тексту. И как раз уже несколько дней как обдумываю, где бы распечатать карточки, из чего сделать рамки и где купить розовую башню. Это с одной стороны. А с другой наблюдаю, как мой ребенок с упоением вываливает кастрюли и полчаса с ними возится, или плехается час в тазике с водой, мокрый с головы до ног и полностью счастливый:-) и меня одолевают точно такие же сомнения. Спасибо! И можно вопрос. А как вы относитесь к маркерным доскам?

А что сними не так? Может я чего то не знаю?)) У нас есть икеевская. С одной стороны маркером можно писать, с другой - мелками.

Как всегда, отлично сказано :)
Помнится, со старшей я почти избежала всего этого дурдома с ранним развитием, потому что первой мне попалась особо удачная книжка: там на каждой странице подчеркивалось, что если делать это, это и это (прилагались какие-то дикие конструкции типа, например, самодельных лестниц, за которые ребенок должен держаться в кровати, чтобы в 5 месяцев встать и пойти), то ребенок будет развиваться на целых 3 месяца быстрее возрастных норм :)) И вот я читала и мысль у меня была только одна: на кой?! Вот ради чего так напрягаться, чтобы ребенок всё, что он сделает и сам по себе, сделал на 3 месяца раньше?
Так вот мы карточки Домана и не купили :))) Зато купили кубики Зайцева, потому что читать ребенок сам явно не научится. И в итоге дочь моя с 5 лет сама читала книги. Зато в ее 7 лет учительница в школе никак понять не могла, почему девочка (причем не одна, а еще полкласса жертв кубиков Зайцева) в упор не видит разницы, в какой последовательности писать буквы в слоге, в какую сторону писать какую букву и писать ее как положено или вверх ногами... :))

Как же мне нравятся ваши посты))

Спасибо большое)